В далеком теперь уже 1989 году совершенно неожиданно для меня жизнь обрела смысл: в руки попала книга, ответившая на все вопросы моего бытия – зачем я пришел на эту Землю, как устроена эта замечательная и таинственная Вселенная, в чем смысл эволюции, как обрести знание, уверенность, спокойствие, свет, силу. Все это для меня воплотилось в нескольких словах: Божественное, йога, духовность, совершенство, эволюция.

В книге описывались этапы развития йоги, способы работы с собственным сознанием, и я ринулся в это. Но после эйфории нескольких первых месяцев стало постепенно выясняться, что все далеко не так просто и безоблачно, как хотелось бы: такие ключевые вещи в йоге (для меня), как самоотдача, постоянное памятование Божественного, сохранение ровности сознания, никак не хотели приживаться.

Шли годы. Что-то во мне менялось, но это было на таком микроскопическом уровне, что назвать это поступательным движением вперед едва ли было можно. Например, рост контроля над собой, над чувствами, как отрицательными, так и положительными, выражался лишь в более редком проявлении тех или иных эмоций в сходных обстоятельствах или в чуть более низкой их интенсивности. Однако контроль – это полное владение своими чувствами и их проявлением, и мы сами должны определять, какова должна быть реакция на то или иное событие, какие чувства и мысли должны возникнуть, к каким действиям и результатам они должны вести, и каково должно быть внешнее проявление всего этого. В идеале, я думаю, любое событие, безотносительно к тому, какое оно, это новая встреча с Божественным, и оно должно наполнять тебя радостью, готовностью познать в себе и в мире что-то новое, обрести новое качество, которым ты не обладал ранее, или преобразовать нечто темное и отрицательное в себе в светлое и положительное. Но если взглянуть на себя непредвзято, получалось, что моей основной реакцией почти на все, что Бог предлагал мне в виде тех или иных ситуаций, был страх.

В те годы единственной реальной мечтой, связанной с миром, у меня была, как, наверное, у очень многих, любовь. Она всегда привлекала меня более высоким уровнем положительных эмоций, наполнением собой каждой секунды жизни, которая иначе по большей части является серой и унылой с неким подобием сиюминутного смысла, сиюминутных эмоций и действий, имеющих, в конце концов, значение не более чем те же самые действия, реакции и эмоции муравья или какого-то наделенного жизнью автомата. Большинство из нас думает, что любовь к своей второй половине изменит жизнь, привнесет в нее неизмеримо больше радости, придаст на порядок больше сил для достижения наших целей, наполнит более глубоким смыслом наше существование, поэтому мы всегда к ней стремимся. Но, начав за собой наблюдать, я обнаружил, что кроме более или менее кратковременных всплесков эмоций, которые все равно проходят, это чувство кардинально ничего не меняет. Мои недостатки и изъяны, все то, что хотелось бы в себе улучшить, изменить или от чего хотелось бы избавиться, все это остается, как и было, словно темное и зловещее море подсознания под поверхностными и преходящими волнами чувств и мыслей, неизменное и нечувствительное к слабым попыткам что-то в нем изменить.

Примерно та же ситуация была с развитием умственных способностей и воли. Интенсивностью, скоростью, широтой охвата и глубиной проникновения в суть, силой концентрации своего ума я всегда был недоволен, и не было энергии, сил, мотива, вдохновения это изменить, как я ни пытался. Я всегда завидовал людям, которые могли легко и красиво проникать в суть любого вопроса, быстро разрешать проблемы, творить, конструировать и иметь неиссякаемый источник вдохновения. Что уж говорить о способностях реализованных йогов – охватывать мыслью во всей широте и полноте мельчайших деталей мировые, вселенские движения, силы и процессы, менять и направлять их в соответствии со своей волей, единой с Божественной, менять к лучшему судьбы отдельных людей, целых народов и миров – это всегда оставалось и остается Божественной мечтой, недостижимо прекрасной и далекой, но такой пленительной и влекущей!

В общем, с годами начало складываться такое впечатление, что мечта о жизни Божественной, вместо того, чтобы приближаться, от меня отдаляется; собственных сил, чтобы радикально что-то в себе изменить, не хватало, и даже не намечалось никакой тенденции к изменению этой ситуации. Эпитет «тупик», как характеристика собственной жизни, начинал подходить все больше и больше. И это был знак, что я созрел для встречи с Учителем! Пока я надеялся на себя и свои силы, я не был готов отдать себя в нежные и бесконечно могучие руки Учителя. Что бы я ни говорил на словах о самоотдаче себя в руки Божественного – «эго» готово спрятаться за любые слова и действия, лишь бы сохранить свое существование, оно бесконечно хитро и пронырливо и с готовностью играет любую роль с мастерством, накопленным за тысячи и тысячи лет.

Если бросить взгляд назад на свою жизнь, то окажется, что все события вели, так или иначе, извилистыми путями, но неизбежно к этой главной встрече в жизни. Искренний поиск всегда приводит к результату, и неважно, срабатывает ли это по закону кармы или Божественного провидения – результат всегда превосходит все ожидания, как будто начинают сбываться чудесные сказки, которые ты когда-то любил в далеком детстве, а став взрослым и «серьезным», забыл.

Изменения к лучшему начали происходить очень постепенно и неспешно, по мере моей готовности к ним, и при этом было совершенно неважно, что я про это думал, хотел или не хотел – Божественный Мастер взял сырой и необработанный материал моего существа в свои руки и начал его очищать и постепенно преображать. Сначала этот процесс шел в основном (как я сейчас понимаю) в недоступных для моего обыденного сознания глубинах существа и влиял на повседневную жизнь достаточно мало, и лишь по прошествии месяцев я с радостью и удивлением вдруг открывал, что та или иная моя привычная реакция на что-то, с которой я безуспешно боролся в течение многих лет, потеряла свою силу и легко поддается контролю; что те дела в жизни, которые я заставлял себя делать и которые приносили только дискомфорт, вдруг обретают смысл для собственного развития и победы над собой, пусть маленькой, но от этого не менее радостной и значимой; в любой деятельности появляется вдохновение и кураж, о котором раньше мог только мечтать. Люди вокруг тебя преображаются: там, где раньше вместо целостной картины человека ты видел разрозненный и мало связанный набор своих впечатлений о нем, вдруг проступает глубина и объем личности, все связывается в единую картину, и даже то, что раньше в человеке не нравилось, обретает свой положительный смысл.

Самое главное, начинаешь понимать разницу: как было раньше, когда ты пытался сделать что-то своими силами, и каков результат сейчас, когда в твою жизнь вошла неизмеримо более могущественная и мудрая сила. Это как будто читаешь книгу и восхищаешься ее героем, его поступками, но понимаешь, что ты сам не обладаешь той же смелостью, силой, мужеством, мудростью. Но истинный Учитель делает для тебя (по мере твоей готовности) сказку былью, можно даже сказать, что ты перестаешь быть жертвой собственной природы и, при условии твоего искреннего и безусловного согласия, его сила начинает побеждать обитающих в каждом из нас демонов и драконов. Реальный прогресс вдруг становится ощутимым, и ты действительно понимаешь, что твое новое рождение при посвящении Учителя – отнюдь не метафора, а духовная реальность, быть может, даже более материальная, чем наш физический мир!

В то же время все больше и больше в твоем сознании проступает величественная, огромная в многогранности своих качеств и силы фигура Учителя. Для одних он – мудрый и сильный отец, для других – добрый и строгий Учитель, для третьих – надежный друг и советчик, для четвертых он может быть даже любимым сыном, но, прежде всего, он – представитель Божественного в нашей жизни: он придет на помощь всегда и в любых обстоятельствах, знаем мы об этом или нет, зримо или незримо, и никто другой не сможет этого сделать так же эффективно и с такой пользой для нас, никто другой не сможет вытащить нас из трясины депрессии и плохих обстоятельств жизни, никто другой не будет любить нас независимо от того, проявляем ли мы свою любовь в ответ или нет, никто другой не поддержит нас всегда и в любых обстоятельствах, когда бы ни требовалась нам поддержка и помощь, никто другой не будет вести нас незримо к нашему благу вопреки нашим капризам и отрицательным привычкам, унаследованным от скрытых для нас пеленой незнания наших прошлых жизней, никто другой не вытащит нас из ада, если мы по своему незнанию, слепоте и слабости туда угодим.

Все, о чем мечталось, начинает исполняться; то, от чего хотелось избавиться, что мучило, вызывало депрессию и отчаяние, уходит или преобразуется. Гармонизируются отношения в семье, уходят те болезни, которые мучили, а также те, на которые не обращалось внимания; во всей жизни, в любых отношениях с любыми людьми появляется гармония, жизнь начинает наполняться светом и радостью, а серость повседневности отступает. В жизни появляется идеал, видимое воплощение тех качеств, которые хотелось приобрести, и он же ведет по пути к обретению и этих качеств, и тех, о существовании которых в себе мы можем и не подозревать. Все только начинается, и сколько бы мы ни прошли по этому пути, открывающиеся в будущем горизонты захватывают дух, надо только дать наше согласие Проводнику вести нас, и тогда наше будущее превзойдет все наши самые смелые мечты и ожидания!

Олег Николаев, Саратов, 2009 г.