Памятники под охраной ЮНЕСКО в Индии


Что такое объекты всемирного наследия и почему их охраняют?

Всемирное наследие ЮНЕСКО (англ. World Heritage, фр. Patrimoine Mondial, исп. Patrimonio de la humanidad, нем. Weltkulturerbe) — природные или созданные человеком объекты особой культурной, исторической или экологической значимости. Главная цель списка всемирного наследия — сделать известными и защитить объекты, которые являются уникальными в своём роде.

По состоянию на 2015 год в Списке всемирного наследия — 1031 объект, из которых 802 являются культурными, 197 — природными и 32 — смешанными. Они находятся в 163 странах-членах Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.

Для внесения объектов в список всемирного наследия были составлены оценочные критерии. Изначально (с 1978 г.) существовали только критерии для объектов культурного наследия — этот список насчитывал шесть пунктов. Затем для восстановления некого равновесия между различными континентами в списке наследия появились природные объекты и для них был составлен свой перечень критериев из четырёх пунктов. И, наконец, в 2005 г., все эти критерии были сведены воедино, и теперь каждый объект всемирного наследия имеет в своём описании хотя бы один из них.

Культурные критерии

1. Объект представляет собой шедевр человеческого созидательного гения.

2. Объект свидетельствует о значительном взаимовлиянии человеческих ценностей в данный период времени или в определённом культурном пространстве, в архитектуре или в технологиях, в монументальном искусстве, в планировке городов или создании ландшафтов.

3. Объект является уникальным или, по крайней мере, исключительным для культурной традиции или цивилизации, которая существует до сих пор или уже исчезла.

4. Объект является выдающимся примером конструкции, архитектурного или технологического ансамбля или ландшафта, которые иллюстрируют значимый период человеческой истории.

5. Объект является выдающимся примером человеческого традиционного сооружения, с традиционным использованием земли или моря, являясь образцом культуры (или культур) или человеческого взаимодействия с окружающей средой, особенно если она становится уязвимой из-за сильного влияния необратимых изменений.

6. Объект напрямую или вещественно связан с событиями или существующими традициями, с идеями, верованиями, с художественными или литературными произведениями и имеет исключительную мировую важность. (По мнению комитета ЮНЕСКО этот критерий предпочтительно использовать вместе с каким-либо ещё критерием или критериями).

Природные критерии

7. Объект представляет собой природный феномен или пространство исключительной природной красоты и эстетической важности.

8. Объект является выдающимся образцом главных этапов истории Земли, в том числе памятником прошлого, символом происходящих геологических процессов в развитии рельефа или символом геоморфических или физиографических особенностей.

9. Объект является выдающимся образцом происходящих экологических или биологических процессов в эволюции и развитии земных, пресноводных, береговых и морских экосистем и растительных и животных сообществ.

10. Объект включает в себя наиболее важную или значительную естественную среду обитания для сохранения в ней биологического многообразия, в том числе исчезающих видов исключительной мировой ценности с точки зрения науки и охраны.

Список и описание объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в Индии


Форт в Агре (штат Уттар-Прадеш)
Форт в Агре (штат Уттар-Прадеш)

Недалеко от садов мавзолея Тадж-Махал расположен важный памятник XVI в., относящийся ко времени Великих Моголов и известный как Красный форт Агры. Эта мощная крепость, построенная из красного песчаника, окружает своими стенами длиной 2,5 км столичный город могольских правителей. Здесь расположен целый ряд сказочно прекрасных сооружений, таких как дворец Джахангира и Кхас-Махал, построенный Шах-Джаханом, зал для аудиенций – Диван-и-Кхас, а также две очень красивых мечети.


Пещерные храмы в Аджанте (штат Махараштра)
Пещерные храмы в Аджанте (штат Махараштра)

Первые буддийские памятники в пещерах Аджанты относятся к II и I вв. до н.э. Во времена правления Гуптов (V-VI вв.) много других, более богато декорированных, пещерных храмов прибавилось к первоначальной группе. Росписи и скульптуры пещер в Аджанте признаны шедеврами буддийского религиозного искусства, имеющими огромное художественное значение.


Пещерные храмы в Эллоре  (штат Махараштра)
Пещерные храмы в Эллоре (штат Махараштра)

Эти 34 монастыря и храма, растянувшиеся на расстояние более 2 км, высечены друг за другом в стене высокого базальтового обрыва недалеко от города Аурангабада в штате Махараштра. Благодаря Эллоре, с ее непрерывной преемственностью в формировании наследия в период 600-1000 гг., следы древней индийской цивилизации дошли до наших дней. Эллора – это не только комплекс уникального художественного творчества и технических достижений. Это также иллюстрация духа терпимости, характерного для древней Индии, что подтверждается расположенными рядом святилищами буддизма, индуизма и джайнизма.


Мавзолей Тадж-Махал (Агра, штат Уттар-Прадеш)
Мавзолей Тадж-Махал (Агра, штат Уттар-Прадеш)

Великолепный мавзолей из белого мрамора был возведен в Агре между 1631 и 1648 гг. по приказу могольского императора Шах-Джахана в память о его любимой жене. Тадж-Махал – это жемчужина мусульманского искусства в Индии и один из всеми признанных шедевров всемирного наследия.


Памятники в городе Махабалипурам (штат Тамилнад)
Памятники в городе Махабалипурам (штат Тамилнад)

Великолепный мавзолей из белого мрамора был возведен в Агре между 1631 и 1648 гг. по приказу могольского императора Шах-Джахана в память о его любимой жене. Тадж-Махал – это жемчужина мусульманского искусства в Индии и один из всеми признанных шедевров всемирного наследия.


Храм солнца в Конараке (штат Орисса)
Храм солнца в Конараке (штат Орисса)

Освещаемый лучами восходящего солнца, храм в Конараке на берегу Бенгальского залива – это монументальное воплощение колесницы бога Солнца – Сурьи, увлекаемой упряжкой из шести лошадей. Ее 24 колеса украшены символическими изображениями. Этот храм, воздвигнутый в XIII в., является одним из наиболее известных брахманских святилищ в Индии.


Национальный парк Казиранга (штат Ассам)
Национальный парк Казиранга (штат Ассам)

Этот парк, расположенный в центре штата Ассам, является одной из немногих в восточной Индии областей с нетронутой человеком природой. Здесь обитают однорогие носороги (самая крупная в мире популяция этого вида), тигры, слоны, пантеры и медведи, а также огромные скопления птиц.


Национальный парк Кеоладео (штат Раджастхан)
Национальный парк Кеоладео (штат Раджастхан)

Эти бывшие охотничьи угодья махараджи, преобразованные затем в охраняемую территорию, служат одним из важнейших мест зимовки для огромного числа перелетных околоводных птиц из Афганистана, Туркмении, Китая и Сибири. Приблизительно 364 вида птиц, включая редкого сибирского журавля, зарегистрировано на территории парка.


Убежище дикой фауны Манас (штат Ассам)
Убежище дикой фауны Манас (штат Ассам)

На пологих склонах в предгорьях Гималаев, где покрытые лесом холмы соседствуют с тростниковыми зарослями и тропическим лесом, отмечено исключительное разнообразие диких животных, включая множество редких и исчезающих видов, таких как тигр, карликовая дикая свинья, однорогий носорог и индийский слон.


Церкви и монастыри Гоа (штат Гоа)
Церкви и монастыри Гоа (штат Гоа)

Церкви и монастыри Старого Гоа, бывшей столицы Португальской Индии (особенно церковь Бон-Иезус, где находится саркофаг с мощами Св. Франсиска Ксавье), являются яркой иллюстрацией процесса христианизации Азии. Эти памятники содействовали распространению стилей мануэлино, маньеризма и барокко во всех странах Азии, где существовали португальские миссии.


Древний город Фатехпур-Сикри (штат Уттар-Прадеш)
Древний город Фатехпур-Сикри (штат Уттар-Прадеш)

Фатехпур-Сикри (или «Город Победы»), построенный во второй половине XVI в. императором Акбаром, был столицей империи Моголов всего около 10 лет. Комплекс памятников и храмов, выполненных в едином архитектурном стиле, включает одну из крупнейших в Индии мечетей – Джама-Масджид.


Памятники Хампи (Виджаянагара) (штат Карнатака)
Памятники Хампи (Виджаянагара) (штат Карнатака)

Величественный комплекс Хампи был последней столицей последнего великого индуистского государства – Виджаянагар. Его сказочно богатые правители воздвигли дравидские храмы и дворцы, которые вызывали восхищение путешественников в XIV-XVI вв. Завоеванный в 1565 г. союзом мусульман Декана, город был отдан на разграбление в течение шести месяцев, а затем заброшен.


Памятники Кхаджурахо (штат Мадхья-Прадеш)
Памятники Кхаджурахо (штат Мадхья-Прадеш)

Храмы Кхаджурахо были сооружены во времена династии Чанделла, апогей власти которой пришелся на 950-1050 гг. Здесь сохранилось порядка 20 храмов, которые образуют три отчетливых группы и принадлежат к двум различным религиям – индуизму и джайнизму, демонстрируя органичное сочетание между архитектурными формами и скульптурой. Храм Кандарья декорирован множеством скульптур, которые признаны одними из величайших шедевров индийского искусства.


Пещерные храмы острова Элефанта (штат Махараштра)
Пещерные храмы острова Элефанта (штат Махараштра)

Этот «Город Пещер», расположенный на острове в Аравийском море близ Мумбаи (Бомбея), содержит целое собрание наскального искусства, посвященного культу бога Шивы. Здесь искусство Индии получило одно из своих наиболее совершенных выражений, особенно на огромном горельефе в главной пещере.


Пещерные храмы острова Элефанта (штат Махараштра)
Великие храмы Чола (штат Тамилнад)

Большой храм Брихадисвара в Танджуре (Танджавуре) был сооружен между 1003 и 1010 гг. во времена правления царя Раджараджа, основателя империи Чола, которая охватывала весь юг Индии и прилегающие острова. Окруженный двумя стенами, имеющими в плане форму квадрата, этот храм (построенный из гранитных блоков и частично из кирпича) увенчан пирамидальной 13-ярусной башней – «виманой», имеющей высоту 61 м, с монолитом-луковкой на вершине. Стены храма богато украшены скульптурой. В 2004 г. в объект наследия были включены еще два храма, также относящиеся к временам империи Чола: Гангайкондачолисварам и Айраватесвара в городе Дарасурам. Храм Гангайкондачолисварам, построенный Раджендрой I, был закончен в 1035 г. Его 53-метровая «вимана» имеет заглубленные углы и грациозные, устремленные вверх изогнутые формы, контрастирующие с прямой и суровой башней в Танджавуре. Шесть пар массивных монолитных статуй «дварапала» охраняют вход, а внутри находятся исключительно красивые предметы из бронзы. Храмовый комплекс Айраватесвара, построенный Раджараджа II в Дарасураме, известен 24-метровой «виманой» и каменной скульптурой Шивы. Храмы являются свидетельством великолепных достижений государства Чола в архитектуре, скульптуре, живописи и бронзовом литье.


Памятники Паттадакала (штат Карнатака)
Памятники Паттадакала (штат Карнатака)

Эти памятники, расположенные в штате Карнатака, представляют собой яркий пример эклектичного искусства, которое в VII-VIII вв., при династии Чалукьев, достигло гармоничного сочетания архитектурных форм, свойственных северной и южной Индии. Здесь можно увидеть группу из девяти индуистских храмов, а также джайнское святилище. Одно святилище стоит отдельно от других – это храм Вирупакши, сооруженный в 740 г. царицей Локамахадеви, в честь победы ее мужа над правителями южной Индии.


Национальный парк Сундарбан (штат Западная Бенгалия)
Национальный парк Сундарбан (штат Западная Бенгалия)

Общая площадь района Сундарбан, как называется внешняя часть общей дельты рек Ганг, Брахмапутра и Мегхна, составляет около 1 млн. га. Более половины этих водно-болотных угодий приходится на территорию Индии, а остальные располагаются в Бангладеш. Здесь произрастают самые обширные мангровые заросли в мире. В парке обитает целый ряд редких и исчезающих видов животных, среди которых – бенгальские тигры, некоторые водные млекопитающие, птицы и рептилии.


Национальные парки Нанда-Деви и «Долина Цветов» (штат Уттаракханд)
Национальные парки Нанда-Деви и «Долина Цветов» (штат Уттаракханд)

Национальный парк Нанда-Деви, занесенный в Список ЮНЕСКО в 1988 г., является одним из самых живописных и диких районов на западе Гималаев. Его наивысшая точка – пик Нанда-Деви – имеет высоту более 7800 м. В парке нет постоянного населения, и именно благодаря своей труднодоступности местность осталась в значительной мере нетронутой. Национальный парк «Долина цветов», также находящийся в западной части Гималаев (хребет Заскар), однако обладающий уже не столь сильно расчлененным и высокогорным рельефом, вошел в состав данного объекта наследия в 2005 г. Особую ценность представляют альпийские луга этого парка с их эндемической флорой. Кроме того, местность выделяется исключительной живописностью. Оба парка на протяжении вот уже сотни лет пользуются большой известностью среди альпинистов и ученых-ботаников, а у индийцев эти горы давно уже почитаются как священные. Здесь отмечен целый ряд редких и исчезающих видов животных, например, снежный барс, гималайская кабарга, голубой баран, азиатский черный медведь.


Буддийские памятники в Санчи (штат Мадхья-Прадеш)
Буддийские памятники в Санчи (штат Мадхья-Прадеш)

Комплекс Санчи расположен на холме, окруженном равнинами, приблизительно в 40 км от города Бхопал. Он состоит из группы буддийских памятников (монолитных столпов, дворцов, храмов и монастырей), которые имеют различную степень сохранности и в основном относятся к II-I вв. до н.э. Это самое древнее из сохранившихся буддийских святилищ, являвшееся основным центром буддизма в Индии вплоть до XII в.


Мавзолей Хумаюна (Дели)
Мавзолей Хумаюна (Дели)

Это захоронение, сооруженное в 1570 г., имеет особое культурное значение, поскольку было первой во всей Индии усыпальницей с садом. Ее сооружение вдохновило на создание нескольких значительных архитектурных продолжений, кульминацией которых было строительство Тадж-Махала.


Башня Кутб-Минар и окружающие ее археологические памятники (Дели)
Башня Кутб-Минар и окружающие ее археологические памятники (Дели)

Воздвигнутая в начале XIII в. в нескольких километрах к югу от Дели башня из красного песчаника Кутб-Минар имеет высоту 72,5 м, диаметр 2,75 м в верхней части и 14,32 м у подножья, и поверхность, орнаментированную выступами попеременно угловатой и закругленной формы. Прилегающая археологическая зона содержит бывшие ранее погребенными здания, к примеру, великолепные ворота Алаи-Дарваза, шедевр индо-мусульманского искусства (построенные в 1311 г.), и две мечети, включая Кувват-уль-Ислам – самую старую в северной Индии, построенную из материалов, взятых из примерно 20 разрушенных брахманских храмов.


Горные железные дороги Индии (штаты Харьяна, Химачал-Прадеш, Западная Бенгалия,Тамилнад)
Горные железные дороги Индии (штаты Харьяна, Химачал-Прадеш, Западная Бенгалия,Тамилнад)

Объект включает три железные дороги.

Гималайская железная дорога Дарджилинг была построена самой первой. Она и поныне является выдающимся образцом пассажирской железной дороги, проложенной в горах. Открытая в 1881 году, дорога отличается смелыми и остроумными инженерными решениями, примененными для обеспечения эффективного железнодорожного сообщения в чрезвычайно живописной горной местности. Первоначально строительство горной железной дороги Нилгири - одноколейного пути длиной в 46 км в штате Тамил Наду - предполагалось завершить в 1854 году. Однако в связи с трудностями строительства в горной местности работы были начаты только в 1891 году, а завершены в 1908 году. Эта железная дорога с перепадом высот от 326м до 2203м строилась в соответствие с самыми высокими требованиями железнодорожного строительства того времени. Одноколейная железная дорога Калка-Шимла длиной в 96 км, заканчивающаяся у высокогорного города Шимла, была построена в середине 19 века. В ней воплотились технические и материальные усилия, позволившие преодолеть изоляцию местных жителей от остальной части страны.

Все три дороги все еще находятся в нормальной эксплуатации.


Храмовый комплекс Махабодхи в Бодх-Гайя (штат Бихар)
Храмовый комплекс Махабодхи в Бодх-Гайя (штат Бихар)

Храмовый комплекс Махабодхи – это одно из четырех священных мест, связанных с жизнью Будды и, в особенности, с обретением им просветления. Первый храм был построен императором Ашокой в III веке до н.э., а существующий храм относится к V-VI вв. Это один из самых ранних буддийских храмов, построенных полностью из кирпича, все еще сохраняющихся в Индии от периода поздних Гупта.


Скальные жилища в Бхимбетка (штат Мадхья-Прадеш)
Скальные жилища в Бхимбетка (штат Мадхья-Прадеш)

Скальные жилища Бхимбетка находятся у подножья гор Виндхья в южной части Центрального Индийского плато. В массивных известняковых скалах, возвышающихся над довольно густым лесом, располагаются пять групп естественных скальных укрытий. Там имеются росписи, представляющие период от мезолита до конца доисторического времени. Культурные традиции жителей 21 деревни, которые расположены вблизи этого объекта, имеют большое сходство с сюжетами, представленными на скальных изображениях.


Археологический парк Чампанер-Павагадх (штат Гуджарат)
Археологический парк Чампанер-Павагадх (штат Гуджарат)

Воздвигнутая в начале XIII в. в нескольких километрах к югу от Дели башня из красного песчаника Кутб-Минар имеет высоту 72,5 м, диаметр 2,75 м в верхней части и 14,32 м у подножья, и поверхность, орнаментированную выступами попеременно угловатой и закругленной формы. Прилегающая археологическая зона содержит бывшие ранее погребенными здания, к примеру, великолепные ворота Алаи-Дарваза, шедевр индо-мусульманского искусства (построенные в 1311 г.), и две мечети, включая Кувват-уль-Ислам – самую старую в северной Индии, построенную из материалов, взятых из примерно 20 разрушенных брахманских храмов.


Вокзал Чхатрапати-Шиваджи, бывший Виктория-Терминус (город Мумбаи, штат Махараштра)
Вокзал Чхатрапати-Шиваджи, бывший Виктория-Терминус (город Мумбаи, штат Махараштра)

Вокзал Чхатрапати-Шиваджи в Мумбаи (Бомбее), ранее известный как Виктория-Терминус, – это выдающийся пример викторианской неоготической архитектуры в Индии, сочетающийся с мотивами, заимствованными из традиционной индийской архитектуры. Здание, спроектированное британским архитектором Ф.У. Стивенсом и строившееся в течение 10 лет, начиная с 1878 г., стало символом Бомбея как «города готики» и главного международного торгового порта Индии. Его замечательный каменный купол, башенки, стрельчатые арки и замысловатый план близки к традиционной архитектуре индийских дворцов.


Комплекс «Красный форт» (Дели)
Комплекс «Красный форт» (Дели)

Дворец-крепость Шахджаханабад - новая столица Шах-Джахана (1628-1658), 5-го императора династии Моголов. Своим именем "Красный форт" обязан красному песчанику, из которого выстроены его мощные крепостные стены. Он выстроен по соседству с крепостью Салимгарх, которая была сооружена Исламом Шахом Сури в 1546 году. Вместе они составляют ансамбль "Красного форта". Жилые апартаменты представляют собой череду дворцов, связанных каналом, который называют Нахр-и-Бихишт, или Райской рекой. "Красный форт" считают вершиной строительного творчества моголов, империя которых достигла расцвета при Шах-Джахане. Планировка дворца несет следы исламского влияния, но каждое из строений украшено типично могольскими элементами архитектуры - смесью персидских, тимуридских и индуских традиций. Новаторский для той эпохи архитектурный стиль "Красного форта", особенно его внутреннее убранство и сады, оказали заметное влияние на строительство и парковую архитектуру более поздних построек в Раджастане, Дели, Агре и соседних районах.


Джантар Мантар (штат Раджастхан)
Джантар Мантар (штат Раджастхан)

Джантар Мантар в Джайпуре - это астрономическая обсерватория, построенная в начале восемнадцатого века. Она включает около двадцати стационарных инструментов наблюдения. Сделанные из кирпича, ее инструменты обладают непреходящей исторической ценностью. Сконструированные для астрономических наблюдений невооруженным глазом, они отличаются множеством технических и архитектурных новшеств. Все это делает ее самой мощной, полной и наиболее сохранившейся из старинных обсерваторий Индии. Она свидетельствует о высоком уровне развития астрономической науки и знаниях в области космологии, получивших распространение в окружении просвещенного князя Савай Джай Сингха II, правившего в конце эпохи Великих Моголов.


Западные Гаты (штаты Гуджарат,Махараштра, Гоа, Карнатака,Тамилнад и Керала)
Западные Гаты (штаты Гуджарат,Махараштра, Гоа, Карнатака,Тамилнад и Керала)

Более древняя, чем Гималаи, горная цепь Западных Гатов представляет огромное значение своими геоморфологическими особенностями и уникальными биофизическими и экологическими процессами. Высокогорные лесные экосистемы оказывают влияние на образование индийского муссона. Модерируя тропический климат региона, гаты представляют один из лучших образцов муссонной системы на планете. Они также обладают исключительно высоким уровнем биологического разнообразия и эндемизма и признаны одной из восьми "горячих точек" биологического разнообразия. Леса этой местности - одни из лучших представителей неэкваториальных тропических вечнозеленых лесов, в которых проживает по меньшей мере 325 представителя флоры, фауны, птиц, земноводных, рептилий и рыб, находящихся под угрозой исчезновения.


Форты Раджастхана (штат Раджастхан)
Форты Раджастхана (штат Раджастхан)

Комплекс, расположенный в штате Раджастхан, включает в себя шесть величественных фортов в Читторгархе, Кумбалгархе, Савай Мадхопуре, Джхалаваре, Джайпуре и Джайсалмере. Эклектичная архитектура фортов, некоторые из которых доходят до 20 километров в диаметре, свидетельствует о силе раджпутских княжеств, процветавших в этом регионе с 8 по 18 вв.. Крупные городские центры, дворцы, торговые площади и другие здания, включая храмы, находятся в пределах оборонительных стен, которые часто предшествуют укреплениям. Эта развитая и продуманная оборонительная система способствовала развитию образования, музыки и искусства. Некоторые городские центры, так же как и множество храмов и других священных построек, заключенные в укрепления, сохранились до наших дней. Форты использовали также естественную защиту: холмы, пустыни, реки, и густые леса. Они также имеют обширную водопроводную систему, все еще широко использующуюся и сегодня.


Колодец Рани ки вав (штат Гуджарат)
Колодец Рани ки вав (штат Гуджарат)

Рани-ки-Вав, находящийся на берегу реки Сарасвати, был изначально построен как памятник царю в 11-м веке нашей эры. Колодцы являлись особой формой подземных водных ресурсов и систем хранения на Индийском субконтиненте, и были построены в 3 тысячелетии до нашей эры. С течением времени они развивались от ямы в песчаном грунте до многоэтажного произведения искусства и архитектуры. Рани-ки-Вав был построен в соответствии с высочайшим принципами строительства колодезных систем в архитектурном стиле Мару-Гуржара. Он отражает непревзойденное владение этой сложной техникой и необычайную красоту детализации и пропорций. Задуманный как перевернутый храм, колодец подчеркивает святость воды. Он разделен на семь уровней с помощью лестницы со скульптурными панно высокого художественного качества. Колодец содержит более 500 основных скульптур, совмещенных с более чем 1000 дополнительных и содержит религиозные, мифологические и светские образы, часто заимствованные из литературных произведений. Четвертый уровень является самым глубоким и ведет в прямоугольный бак, находящийся на глубине 23 метра. Колодец расположен в самой западной части территории и состоит из вала 10 м в диаметре и 30 м в глубину.


По материалам:
ЮНЕСКО
Википедия