Стили и особенности индийской музыки


Стили и особенности индийской музыки

Музыка — неотъемлемая часть индийской культуры, которая включает в себя многочисленные варианты религиозной, народной, популярной и эстрадной музыки.

Индийская классическая музыка восходит к Сама-веде (1000 год до н. э), и описана как сложная, многообразная система, воздействующая на внешний и внутренний мир, в ряде трактатов первых веков нашей эры и особенно Средневековья. В современности она связана с высокой традицией и особенно с религиозной практикой.

Народная музыка важна для сохранения идентичности многочисленных народов Индии.

Наиболее старейший, сохранившийся до наших дней, пример индийской музыки — это самые ранние индийские музыкальные гимны мелодии Сама-веды.

Сама-веда предлагала тональную структуру, состоявшую из семи нот, которые идут в порядке убывания: Крушт, Пратхам, Двития, Трития, Чатуртх, Мандра, Атисвар. Все они относились к нотам флейты, потому что только этот инструмент имел фиксированные частоты.

Сама-веда и другие индуистские тексты в значительной степени повлияли на индийскую классическую музыку, которая известна сегодня в двух отличных друг от друга стилях: карнатакская и хиндустанская классическая музыка – которые основаны на Раге (мелодическом построении), исполняемых в ритмичном цикле – Тала. Эти принципы были усовершенствованы в Натья-шастре - трактат по театру, музыке и танцу (200 год до н. э.) и Даттиламе (300 год н. э.)

Индийская классическая музыка — одна из древнейших комплексных музыкальных традиций мира. Натья-шастра демонстрирует, что индийцы обладали высокоразвитой музыкальной системой. Она также фиксирует важную связь музыки с танцем и драмой.

Индийская классическая музыка стремится к монофонии, и при ансамблевом исполнении единственная мелодическая линия оформляется фиксированными звуками. Рага — это закреплённые традицией ладо-ритмические построения, основные для классической музыки. Европейскими языковыми средствами они могут описываться как «мелодии», «темы». В процессе исполнения раги основная тема подвергается интенсивному интонационному развитию. Однако, рага это не просто музыкальная тема, но и глубоко осмысленный философско-поэтический комплекс. Так, рага-васанта символизирует весну, рага-камала — лотос, рага-мегха — тучу, приносящую дождь, рага-шанти ассоциируется с состоянием покоя, рага-шрингара — с чувством любви, рага-хасья — с весельем и т. д. Исполнение раг приурочивается ко времени суток или года: мелодии утренние, вечерние, полуденные.

Звукоряд индийской классической музыки существенно отличается от обычного для западной музыки деления октавы на 12 равных полутонов. Его наиболее часто сводят к делению октавы на 22 неравных микрохроматических ступени — шрути. Для каждой раги из общего набора выделяется до 7 основных ступеней: са, ре, га, ма, па, дха, ни, - и они расположены друг от друга на расстоянии нескольких шрути. Поэтому каждая основная ступень способна иметь несколько версий высоты.

Обучение индийской классической музыке ведётся устно и индивидуально, со значительным акцентом на её воздействие на человека и природу (!)

При настройке инструментов может использоваться голос исполнителя, а не звук другого инструмента. 

Музыкальные инструменты, обычные для музыки хиндустани (на севере Индии) – ситар, сарод, тампура, бансури, шенай, саранги и табла.

Для музыки карнатака (на юге Индии) – индийская продольная флейта (вену), готтувадьям, вина, мридангам, канджира, гхатам и скрипка.

В Натья-шастре описываются пять систем таксономии в классификации музыкальных инструментов. Одна из этих древних систем делит музыкальные инструменты на четыре основных источника вибрации: струны, мембраны, тарелки (кимвалы), дудение.

Большинство музыкальных инструментов Древней Индии сохранились по сегодняшний день. И современные музыканты имеют возможность играть на них.

Источники:

http://muzrestor.ru/muzy-ka-drevnej-indii.html#ixzz3uhZoeLWk

Википедия