Исполнительское искусство


Исполнительское искусство

Исполнительское искусство


Пусть драма и танец (Nātya, नाट्य) будут пятым ведийским священным писанием. В сочетании с эпосом, стремящийся к добродетели, богатству, радости и духовной свободе, он должен содержать в себе значение каждого священного писания и быть впереди каждого искусства.

Музыка

Музыка — неотъемлемая часть индийской культуры, которая включает в себя многочисленные варианты религиозной, народной, популярной и эстрадной музыки.

Индийская классическая музыка восходит к «Сама-веде» (1000 год до н. э), и описана как сложная, многообразная система, воздействующая на внешний и внутренний мир, в ряде трактатов первых веков нашей эры и особенно Средневековья. В современности она связана с высокой традицией и особенно с религиозной практикой. Народная музыка важна для сохранения идентичности многочисленных народов Индии. Наиболее старейший, сохранившийся до наших дней, пример индийской музыки — это самые ранние индийские музыкальные гимны – мелодии Сама-веды. Сама-веда предлагала тональную структуру, состоявшую из семи нот, которые идут в порядке убывания: Крушт, Пратхам, Двития, Трития, Чатуртх, Мандра, Атисвар. Все они относились к нотам флейты, потому что только этот инструмент имел фиксированные частоты. Сама-веда и другие индуистские тексты в значительной степени повлияли на индийскую классическую музыку, которая известна сегодня в двух отличных друг от друга стилях: карнатакская и хиндустанская классическая музыка – которые основаны на Раге (мелодическом построении), исполняемых в ритмичном цикле – Тала. Эти принципы были усовершенствованы в «Натья-шастре» - трактат по театру, музыке и танцу (200 год до н. э.) и Даттиламе (300 год н. э.)

Индийская классическая музыка — одна из древнейших комплексных музыкальных традиций мира. «Натья-шастра» демонстрирует, что индийцы обладали высокоразвитой музыкальной системой. Она также фиксирует важную связь музыки с танцем и драмой.

Индийская классическая музыка стремится к монофонии, и при ансамблевом исполнении единственная мелодическая линия оформляется фиксированными звуками. Рага — это закреплённые традицией ладоритмические построения, основные для классической музыки. Европейскими языковыми средствами они могут описываться как «мелодии», «темы». В процессе исполнения раги основная тема подвергается интенсивному интонационному развитию. Однако, рага это не просто музыкальная тема, но и глубоко осмысленный философско-поэтический комплекс. Так, рага-васанта символизирует весну, рага-камала — лотос, рага-мегха — тучу, приносящую дождь, рага-шанти ассоциируется с состоянием покоя, рага-шрингара — с чувством любви, рага-хасья — с весельем и т. д. Исполнение раг приурочивается ко времени суток или года (мелодии утренние, вечерние, полуденные). Звукоряд индийской классической музыки существенно отличается от обычного для западной музыки деления октавы на 12 равных полутонов. Его наиболее часто сводят к делению октавы на 22 неравных микрохроматических ступени — шрути. Для каждой раги из общего набора выделяется до 7 основных ступеней: са ре га ма па дха ни, - и они расположены друг от друга на расстоянии нескольких шрути. Поэтому каждая основная ступень способна иметь несколько версий высоты. Обучение индийской классической музыке ведётся устно и индивидуально, со значительным акцентом на её воздействие на человека и природу.

При настройке инструментов может использоваться голос исполнителя, а не звук другого инструмента.

Музыкальные инструменты, обычные для музыки хиндустани (на севере Индии) – ситар, сарод, тампура, бансури, шенай, саранги и табла. Для музыки карнатака (на юге Индии) – индийская продольная флейта (вену), готтувадьям, вина, мридангам, канджира, гхатам и скрипка. В Натья-шастре, описываются пять систем таксономии в классификации музыкальных инструментов. Одна из этих древних систем делит музыкальные инструменты на четыре основных источника вибрации: струны, мембраны, тарелки (кимвалы), дудение.

Большинство музыкальных инструментов Древней Индии сохранились по сегодняшний день. И современные музыканты имеют возможность играть на них.

Подробнее о бхаджанах - одном из жанров индийского музыкального искусства.

Бхаратанатьям — один из восьми классических индийских танцев.
Бхаратанатьям — один из восьми классических индийских танцев.

Танец

В Индии всегда было тёплое и трепетное отношению к искусству танца. Натья-шастра (Наука танца) и Абхиная Дарпана (Abhinaya Darpana) (Отражение жеста) — два сохранившихся произведения на санскрите. Возраст обоих оценивается в 1700—2200 лет.

По словам Рагини Дэви (Ragini Devi), индийское искусство танца, как учение в этих двух древних книгах, является выражением внутренней красоты и божественного в человеке. Это — отточенное искусство, которое не оставляет шанса на ошибку: каждый жест стремится передать идеи, каждое выражение лица — эмоции.

Индийский танец включает в себя 8 классических форм, многие из которых имеют элементы из индийской мифологии. 8 классических форм признаны Национальной академией музыки, танца и драмы Индии (India’s National Academy of Music, Dance, and Drama) как классические индийские танцы, которыми являются: бхаратанатьям штата Тамилнад, катхак штата Уттар-Прадеш, катхакали и мохини-аттам штата Керала, кучипуди штата Андхра-Прадеш, якшагана штата Карнатака, манипури штата Манипур, одисси штата Орисса, sattriya штата Ассам.

Исполнительница танца Одисси.
Исполнительница танца Одисси.

Кроме того, в индийских регионах официальные танцы имеют устойчивые формы и народные танцевальные традиции. Наиболее известными региональными народными танцами являются: bhangra региона Пенджаб, bihu штата Ассам, zeliang штата Нагаленд, chhau штата Джаркханд, qauwwalis, birhas и charkulas штата Уттар-Прадеш, jat-jatin и saturi штата Бихар, одисси штата Орисса, ghoomar штата Раджастхан, dandiya raas и garba штата Гуджарат, kolattam штата Андхра-Прадеш, якшагана штата Карнатака, lavani штата Махараштра и deknni штата Гоа.

Недавно в Индии начали проводить программы по применению международных танцев в крупных городах страны, а также, благодаря христианской общины штата Керала, внедряются новые формы в индийские классические танцы, чтобы таким образом можно было рассказывать истории из Библии.

Подробнее об искусстве индийского танца

Источники:

Википедия
Музыка Древней Индии
Музыка Индии
Индийская классическая музыка