Шалья

Еще один великий пример героя, следовавшего дхарме, но волею судьбы сражавшегося на стороне Кауравов – царь Шалья. Возможно, именно он впервые  в истории применил психологическую войну.

Царь Шалья был братом Мадри, матери Накулы и Сахадевы, и, соответственно, дядей Накулы и Сахадевы, а также правителем Мадры. Однажды по пути в Хастинапур, царь Панду столкнулся с армией Шальи. Очень скоро Панду и Шалья подружились, и Шалья выдал за Панду свою единственную сестру Мадри. Пандавы любили и почитали дядю.

Шалья был искусным лучником и грозным воином. Кроме того, у него была необычная способность, которая делала его непобедимым в бою. Чем большую агрессию проявляли его враги в сражении с ним, тем сильнее становился Шалья.

Когда была объявлена война, и все цари должны были принять ту или иную сторону, Пандавы рассчитывали, что дядя со своей огромной армией присоединится к ним. Шалья и сам хотел сражаться за Пандавов.

Он двинулся со своей армией к племянникам. Однако по дороге был обманут Дурьодханой, который устроил огромный пир для Шальи и его слуг. Шалья был впечатлен гостеприимством хозяина, которого по ошибке принял за Юдхиштхиру, и предложил свои услуги. Дурьодхана попросил Шалью воевать на его стороне. Законы кшатрия требовали выполнять любое обещание, поэтому Шалья против своей воли присоединился к Кауравам, однако перед войной встретился с Юдхиштирой и извинился за свою ошибку. Юдхиштира, узнав, как обманули Шалью, попросил у дяди только одного: «Пусть твое тело сражается за них, но твой разум сражается за нас».

Для Кауравов все осложнилось, когда Дурьодхана назначил Шалью возницей Карны: царь был вынужден служить возницей сыну возницы. Это решение оказалось фатальной ошибкой. Когда колесо колесницы Карны застряло в грязи, Шалья заявил, что он царь, и никогда не менял колес, а Карна, как сын возницы, знал это дело лучше. Но еще до этого драматического события Шалья многое сделал для Пандавов. Он вел настоящую психологическую войну, находясь в рядах противника.

Работа возницы заключалась в том, чтобы мотивировать воина, как Кришна мотивировал Арджуну, но Шалья поступил совсем наоборот. Причина этого была проста: он негодовал, что Дурьодхана обманом заставил его сражаться против Пандавов, не говоря уже о том, что он служил возницей сыну возницы. Карна обратился к Шалье: «Призови коней, о могучерукий, чтобы я убил Дхананджаю (то есть Арджуну) и Бхимасену, а также близнецов и царя Юдхиштхиру». В ответ он услышал: «О сын колесничего, почему ты так плохо думаешь о сынах Панду, все из которых наделены великой силой, все из которых великие лучники, и все из которых знакомы с каждым оружием? Они способны внушать страх в сердце самого Индры. Когда ты, сын Радхи, услышишь в бою звон Гандивы, похожий на раскат грома, то не будешь произносить таких речей. Когда ты увидишь сына Дхармы и близнецов, и других непобедимых царей (армии Пандавов)… тогда ты не будешь произносить таких слов».

Вот еще один диалог. Размышляя о могучих подвигах Арджуны, горя самомнением и гордыней, пылая гневом и тяжело дыша, Карна обратился к Шалье с такими словами: «Когда я буду стоять на колеснице, вооруженный луком, я не испугаюсь самого Индры, вооруженного громом и возбужденного гневом». Шалья ответил: «Удержись, о Карна, от такого хвастовства. Ты воодушевлен и говоришь то, что не должен говорить. Где Дхананджая, главный из людей, и где ты, о низший из людей?» После перечисления подвигов Арджуны и его братьев, Шалья говорит: «Кауравы, увеличившиеся численностью как людьми, так и животными и имеющие наставника, сына наставника и Бхишму в союзниках, были побеждены этим самым выдающимся из людей. Почему же тогда, сын колесничего, ты не победил Арджуну? Если ты не улетишь от страха перед врагом своим, знай, сын колесничего, что как только ты пойдешь на битву, ты будешь убит».

После смерти Карны Дурьодхана избрал Шалью главнокомандующим армии. Под его руководством армия смело сражалась. Долгое время битва велась на равных. Тогда Кришна сказал Юдхиштире убить Шалью. Старший Пандава не был агрессивным человеком, поэтому только он своей любовью мог ослабить Шалью. Юдхиштхира метнул копье в дядю. Могучее тело Шальи пало и лежало, безжизненное и алое от крови,  на поле боя…