Шри Пракаш Джи

 интервью с Духовным Учителем Шри Пракашем Джи для журнала "Наука и религия", сентябрь 2018

Шамбала, махатмы, махариши… Эти слова давно стали своего рода «паролями» в среде ищущих духовного озарения. Посвящённые им сочинения и исследования в последние десятилетия сформировали целую библиотеку. Солидное место в ней занимают и публикации «Науки и Религии». К сожалению, с недавнего времени в изучении данной темы наблюдается некоторый застой, нарастает количество повторов и чисто спекулятивных рассуждений. Всегда стремясь вносить нечто новое в освещение любых дискуссионных сюжетов, наш журнал предлагает вниманию читателей беседу журналиста Сергея РУБЦОВА с учителем ШРИ ПРАКАШ ДЖИ, носителем аутентичной брахманической традиции. Гуру Шри Пракаш Джи давно живёт в России, имеет здесь немало учеников. При этом, раскрывая древнее ведическое знание для наших современников и соотечественников, индийский наставник не занимается рискованным «религиозным дизайном». Именно поэтому столь ценны для религиоведа и любого интересующегося его комментарии: мы имеем возможность услышать спокойный и внятный ответ с точки зрения живой традиции на интригующие вопросы, часто возникающие у неофитов различных учений Востока. При подготовке материала к печати редакция постаралась максимально сохранить обаяние устной речи Шри Пракаш Джи.

Сергей Рубцов: Гуруджи, мои вопросы к Вам связаны с темами, которые изучали наши великие соотечественники Рерихи, долгое время жившие, как известно, в Индии, в долине Кулу. Они встречались с учителями Востока, которых называют в индийской традиции махатмами. Махатмы передали им огромный комплекс знаний, которые оформились в книги Учения Живой Этики. Но по сути это – духовные знания Востока, которые на протяжении тысячелетий передавались через разные духовные источники.

Что же оставили нам Рерихи? Они были одними из первых, кто принёс на Запад понятие Шамбалы и учение о ней в виде осмысленного, доступного западному восприятию текста. Шамбала – очень сложное понятие, вокруг которого, к сожалению, создаются искажённые представления. Пишут, что это миф, легенда… Однако Рерихи, передавая учение махатм, говорили о том, что Шамбала – явление безусловно реальное, многомерное, духовное, которое двигает космическую эволюцию нашего человечества. Вот об этом я хотел сегодня с Вами побеседовать, гуруджи. Мне хотелось представить эту тему не как сенсацию, а как очень серьёзный материал, заслуживающий самого глубокого интереса и изучения.

Позвольте я задам первый вопрос. Махатма – слово, которое на Востоке хорошо известно и окружено почитанием. Оно означает «великая душа». Не могли бы Вы раскрыть для читателей, что за явление стоит за понятием махатма согласно индийской традиции?

Шри Пракаш Джи: Вы очень правильно отметили смысл слова «махатма»: маха плюс атма. Маха – великий, атма – душа. Великая душа. Это слово может быть применимо к любой области человеческого бытия, деятельности: если кто-либо совершил великие деяния или служил на благо человечеству, был высоким нравственно, его называют махатмой. Например, Махатма Ганди. Он в прямом смысле не был великим садху, духовным аскетом, он был большой политической фигурой. Всё равно его называли Махатма, и это даже стало его именем. Почему? Потому что он, действуя на благо людей на протяжении всей жизни, не хотел получить для себя какую-то должность, выгодное место.

В глубоком, высоком смысле слово махатма используется для обозначения духовно продвинутого человека. В древние времена учителем Рамы, воплощения Вишну, был великий гуру Васиштха, и Рама называл его Махатмой. Когда Рама, аватара Вишну, пришёл на землю, Васиштха давал ему знания и наставления. Как известно, Рама родился в царской семье. Но у него был период в жизни, когда он хотел бросить царское служение и стать аскетом. Васиштха говорил ему тогда, что это не нужно делать: можно жить в миру, выполнять всё, что необходимо в мирской жизни, и учиться внутреннему аскетизму. Порой эта внутренняя аскеза бывает очень нужна нам… Васиштха много помогал и царю Дашаратхе (отцу Рамы), и Раме. Известно, что Он был учителем не только Рамы, но всей его семьи, всей Солнечной династии.

Сергей Рубцов: Называя Мохандаса Карамчанда Ганди «Махатмой», индийцы хотели этим просто подчеркнуть своё преклонение перед лидером нации, но это не имеет отношения к реальному духовному уровню.

Шри Пракаш Джи: Правильно. Великая атма тот, кто познал себя в духовном смысле. Что говорится в индийской традиции санатана-дхарма, или йоге: цель жизни при рождении человека – познать себя, соединиться с собой внутри – с той частью Бога, которая находится внутри каждого человека. Нужно стараться в жизни соединиться внутри самого себя с этой силой Бога. Это нужно всем, но не у всех это получается. Потому что существует множество мирских привязанностей, разных карм. Человек погружается во всё это и уходит далеко от Бога, от главной цели жизни. Но есть некоторые души, которые, рождаясь, стараются достичь этой цели и соединяются со своей атмой – высшей, или духовной душой*. И тогда, когда они полностью себя познают, они становятся махатмами. Их называют ещё атма-гьяни.

Сергей Рубцов: Правильно ли я понимаю, что это настолько редчайший цветок духа, что многие зачастую путают с махатмами садху, санньясинов?.. То есть это редчайшее явление человеческой жизни – встретить махатму.

Шри Пракаш Джи: Да, это так – ведь мы живём сейчас во время Кали-юги! Санньяси («принявший образ жизни в отречении от мирского») – тоже непростое звание. Истинных санньяси, которые соблюдают все правила, сейчас очень мало. Так же, как и саддху. «Саддху» означает «простой, хороший, чистый человек». Но слово «саддху» иногда применяется и для великих йогов. Здесь, как и в случае со словом «махатма», нужно понимать некоторую смысловую разницу. В Индии если человек любой профессии, работающий в любой сфере очень чистый, хороший, то про него говорят, что он – как саддху.

Сергей Рубцов: Вы упомянули имя Васиштха, а я был в городе Васиштха и в храме Васиштхи. Для меня он – живая, реальная личность, не абстракция. Скажите, гуруджи, а Вам самому приходилось встречаться с теми, кого называют махатмами?

Шри Пракаш Джи: Я родился в семье брахманов – самой высокой касте. Все, наверное, слышали, что в древние времена у нас в Индии была кастовая система. Семья, в которой я появился на свет, относится к роду очень духовно высоких брахманов. Мои деды и прадеды во многих поколениях давали духовные знания и посвящали свою жизнь нравственному совершенствованию. Я не первый это делаю, это традиция нашей семьи. От дедушки я много слышал о махатмах Гималаев, у него была связь с ними, и они даже приходили в наш дом. Мой дедушка также говорил, что они давали благословение на моё рождение. И когда я родился – об этом уже говорила моя бабушка – к нам в дом приехал махатма дать благословение. Поэтому я слова «махатма» и «йог» очень хорошо понимаю и чувствую, поскольку воспитывался на этом. И сам я видел с детства гималайских йогов и махатм. Видел, как уважительно относилась вся моя семья к этим гостям. Они были очень дружелюбны. Мой дедушка и мои родители время от времени посещали некоторые места в Гималаях. Мой семейный наставник тоже был гималайским йогом. Его сейчас уже нет в этой жизни, он ушёл. Я часто ездил к нему, и своё духовное посвящение я получил тоже от него.

Сергей Рубцов: Рерихи были связаны с группой махатм из Гималаев. Это была почти неизвестная для западного общества группа учителей очень высокого духовного уровня, которые почти не выходили в мир, но давали миру очень важные знания. Доступ к этим махатмам могли получить только высокодуховные люди, и то в их ашрамах, раз в сто лет. В Шамбалу не может прийти не позванный. Известно ли вам что-нибудь об этой группе махатм? Передают, что они являются основателями некоторых духовных учений, а Васиштха, Рама и Кришна – их периодические воплощения. У меня есть портрет одного из них…

Махатма Мория в представлении Германа Шмихена, 1884

Шри Пракаш Джи: Скажите, как его имя?

Сергей Рубцов: Его зовут Мория (показывает портрет). Могли бы вы дать какие-то комментарии?

Шри Пракаш Джи: Я двадцать пять лет живу в России, встречался здесь со многими людьми, может быть, со многими тысячами. Я слышал о Рерихах, потому что один мой близкий ученик их очень любит. Он изучал учение Живой Этики ещё до того, как встретился со мной. Ученик мне говорил о том же, о чём говорите Вы. Когда я услышал имя Мория, то задумался: кто это может быть в Индии? Ведь санскритская форма имени может отличаться по произношению от той, что передают носители других языков. В шастрах (священных ведических текстах) имени «Мория» я не нашёл. Но, конечно, свидетельство такого человека, как Николай Рерих, заслуживает внимания и уважения (кстати, Рерих был близок к Джавахарлалу Неру, первому премьер-министру независимой Индии). К тому же сила, энергия этого махатмы точно есть в Гималаях, и она явно помогает людям.

Потом я понял, что «Мория» – это несколько изменённое имя Меру. Так звали одного великого махатму в Гималаях. Сами Гималаи иногда называют тоже «Сумеру Парват», «Горы Меру» – то есть имя махатмы совпадает с именем священной вершины. Говорится, что там обитают полубоги, ангелы – это значит, там живут души с высокими духовными достижениями. И если по имени этого йога названы Гималаи, значит, его роль на Земле очень велика. Я уверен, что махатма Мория – это и есть махатма Меру, имя которого немного изменилось, такое бывает с древними именами. Махатма Меру – один из самых великих йогов. Это точно он был наставником Рериха, и тот принимал его как Учителя. Махатма Меру-Мория через них хотел помочь человечеству, в этом я на сто процентов уверен… Когда я услышал про Живую Этику, Агни-йогу, то понял: знания, которые дали Рерих и его жена, очень важны для человечества и должны принести ему огромную пользу. И это – серьёзная работа. Я с большим уважением отношусь к этому.

Сергей Рубцов: В связи с этим у меня ещё один вопрос. Рерих изобразил этого Учителя с синей аурой (показывает репродукцию картины Рериха). О чём свидетельствует такая аура?

Шри Пракаш Джи: Синяя аура – признак очень высокой атмы, то есть махатмы. Вы видели, что в индуистской традиции, санатана-дхарме, Вишну тоже изображается с телом синего цвета. Он спит на поверхности океана синего цвета. И Кришна – тоже с небольшим синим оттенком кожи (на самом деле говорится, что он был темнокожим). Сейчас его изображают вообще тёмно-синим. Ярко-синий цвет появляется при разряде электрического тока между двумя электродами. И этот цвет очень похож на цвет ауры великих душ. Это индикатор или показатель величия души.

Сергей Рубцов: Спасибо. Обратимся теперь к теме Шамбалы. О ней впервые говорится в Махабхарате. Там есть упоминание о том, что в Шамбале родится Калки, следующая аватара, воплощение Бога**. Не могли бы Вы рассказать о Калки-аватаре?

Шри Пракаш Джи: Сначала я немного расскажу о Шамбале. Я убеждён, что это место реально существует. У нас оно называется Гьянгандж или Калапгран. Там пребывают величайшие махатмы. Обычные люди не могут туда проникнуть. Даже великие йоги могут там находиться только с разрешения ближайших к Шамбале йогов. Несколько великих йогов находятся там в каран-шарире (в причинном теле), это третье (иначе говоря, атмическое) тело человека, имеющее размер с большой палец руки. Высокие души, совершенствуясь, могут находиться в этом теле – то есть осознавать себя и действовать (не физически!) в этом теле. В Гьянгандж многие йоги пребывают именно таком состоянии… Там живут очень великие души, в этом не может быть сомнений.

У Вас был вопрос о Калки-аватаре. У нас в Индии говорится, что все великие воплощения йогов, которые были на Земле, приходили из Шамбалы (Калапграна), выполняли свои задачи и снова туда же уходили. Поэтому если будет воплощение Калки-аватара, то оно, естественно, будет оттуда же; и он снова туда уйдёт, завершив свою миссию. В шастрах написано, что Калки-аватар родится в семье брахманов, даже его имя указано – Вишнуяшас, указаны имена матери и отца, он родится в восточной части Индии, сейчас это штат Уттар-Прадеш. Естественно, он родится у кого-то в семье, как любая душа, которая воплощается на земле. Но в то же время говорится, что он воплотится в Калапгране, для выполнения своей задачи. Когда подобная великая душа находится на Земле, все йоги в Калапгране помогают ей.

Тангла. Песнь о Шамбале. Н. К. Рерих, 1943

Сергей Рубцов: Рерихи писали о том, что Шамбала и вход в неё связаны с горой Канченджангой. Имеют ли какую-то связь Канченджанга и Шамбала в индийской традиции?

Шри Пракаш Джи: Я слышал в своей семье, что путь в горах в Калапгран, Гьянгандж, самый близкий, начинается от Канченджанги. Шамбала находится внутри Гималаев.

Сергей Рубцов: Учителя говорили Рерихам о России и называли её «Северная Шамбала». Может быть, Вы знаете, почему такое внимание было проявлено к России? Вы тоже, насколько я знаю, приехали в нашу страну согласно воле своего Учителя.

Шри Пракаш Джи: Столько лет я живу в России – и всё время чувствую, что душа россиян очень похожа на душу индийцев. Внешность у россиян – как у людей Запада, а душа индийская. Поэтому история нас точно соединяет. Даже в настоящее время, в современном мире Вы можете убедиться, что когда возникала какая-либо трудная ситуация, Россия помогала Индии, или Индия поддерживала Россию. У нас – душевная связь с древних времён. В книгах санатана-дхармы написано, что в отдалённые времена йоги и мудрецы-риши уходили из Гималаев в одно определённое место совершить садхану, тапас (аскетические духовные упражнения). И была указана именно эта территория, где сейчас располагается Россия. Я сейчас Вам говорю об этом, но в будущем точно настанет время, когда люди будут это ещё лучше чувствовать и понимать эту связь между Россией и Индией.

Сергей Рубцов: Вы ответили мне на вопрос, который мучил меня многие годы. В учении Живой Этики говорится: Сибирь – древнейшая часть планеты, но её тайна будет открыта в будущем.

Шри Пракаш Джи: Правильно. Поэтому нужно ждать, когда для некоторых вещей придёт время.

Сергей Рубцов: Вы упомянули о Кали-юге, которая сейчас идёт. А дальше будет начало Сатья-юги. Учителя передали многие приметы Кали-юги и дали понимание, что будет происходить в будущем. Они назвали следующий век веком женщины. Могли бы Вы разъяснить, почему Сатья-юга – «Золотой век» – соединён с веком женщины?

Шри Пракаш Джи: Значение женщины в духовной жизни будет повышаться. Уже даже сейчас это видно. Когда я принимаю людей на личных встречах, то я вижу: 70 процентов из них – женщины. Они очень интересуются духовной практикой, самосовершенствованием. В женщине, неважно какого возраста, даже в маленькой девочке, всегда присутствует материнское начало. Поэтому женщина всегда дарит любовь, доброту. Одна только мать может хорошо следить во всём за своими детьми, любить их, учить и давать им то, что нужно.

После того как человечество пройдёт целый ряд испытаний, придёт хорошее, золотое время. И, естественно, роль женщин в жизни будет более важной и будет всё больше и больше усиливаться. Пройдя через различные трудности, они станут твёрже и достигнут большого прогресса в духовном развитии. Женщина не будет, как сейчас, во время Кали-юги, только материальным символом, а будет божественным, духовным символом человечества. Их роль будет всё больше и больше расти.

Сергей Рубцов: Есть такая фраза: «У великой матери – великий сын». Женщина-рабыня может родить только раба. Поэтому, поднимая женщину, будет подниматься и мужчина.

Шри Пракаш Джи: Правильно.

Сергей Рубцов: Вернёмся к Шамбале. Рерихам говорили о том, что Шамбала – это не какое-то одно определённое место, а ряд духовных обителей-ашрамов, которые могут находиться в разных местах и даже перемещаться. Рерих пишет о том, что раньше были ашрамы махатм, например, в Сиккиме, в Ладакхе. Они встречались с ними там.

Шри Пракаш Джи: Вы говорите о таких обителях только применительно к Индии. Но есть места и на Западе, где живут очень высокие махатмы. В России тоже есть места, где высокий мир. Есть одно место в Сибири – об этом говорится в наших источниках. Есть и на Кольском полуострове, в районе Мурманска и ещё дальше на север.

Сергей Рубцов: А на Алтае? Рерихи говорили об особой роли Алтая.

Шри Пракаш Джи: Да, и ещё на Урале, в Уральских горах… Поэтому не только в Индии, но и в России есть места, где очень высокий мир, – там находятся высокие души, но не в этом физическом теле.

Сергей Рубцов: Мне хотелось бы донести до читателя научное осмысление Шамбалы – без него невозможно постичь такое мощное явление духовного порядка. Шамбала – это особенное место связи между духовным и физическим миром. В различных источниках мы находим сведения, что в Шамбале обитают махариши, «великие святые мудрецы». Самого Рериха называют в Индии махариши.

На его могильном камне написано: «Тело махариши Николая Рериха было предано огню на этом месте».

Шри Пракаш Джи: Махариши – это тот, кто занимается деятельностью, имеющей для человечества огромное значение. Титул махариши используется ещё для таких душ, которые занимаются духовной наукой и дают её плоды человечеству. Махариши всё рассматривает с духовной точки зрения, как духовный учёный.

Сергей Рубцов: А вы могли бы ещё привести примеры махариши?

Шри Пракаш Джи: В древнее время были великие риши, которые много сделали для человечества: Парашара, Пуластья, Вишвамитра, Ангира. Оставленные ими знания сохраняются в Упанишадах и шастрах. Много было разных махариши. Капила, например, был великим йогом, дал санкхья-йогу человечеству. Махариши дали духовные знания человечеству как науку, постигаемую разумом. Потому что человек всё хочет понимать с помощью ума. Например, Капила дал санкхья-йогу больше как гьяна-йогу, которую нужно понимать умом. Капила давал знания для людей, которые хотят понять Бога, постичь его через ум.

Да здравствует король. Трипих. Н.К. Рерих, 1931

Сергей Рубцов: Учителя, махатмы, которые передавали знания Рерихам, говорили о том, что кроме физического мира, в котором мы живём, есть ещё мир более высокого измерения. Они называли его «Огненный Мир», но это не мир физического огня. Живую Этику ещё называют «Агни-йога», «Йога энергии Огня». Может быть, Вы встречали такое название и могли бы пояснить его?

Шри Пракаш Джи: Здесь под огнём понимается высокий Свет. Если вы будете духовно подниматься, то и Свет на вашем пути будет. Это тоже огонь, но не такой, в котором человек горит, а огонь, который даёт человеку спокойствие, радость и любовь. Это не физический огонь, а очень духовно высокая энергия. Бог всегда есть как Свет. Когда махариши видели Бога, чувствовали Его внутри себя, соединялись с ним, Он для них был как Свет, очень сильный яркий Свет. Вот поэтому и используется название «Агни-йога», то есть йога, через которую человек соединится со Светом. Таков здесь смысл слова Агни, я думаю.

Сергей Рубцов: Вы говорите, что Бог внутри человека. Что это значит? Где находится место Бога в человеке?

Шри Пракаш Джи: Посмотрите: я сейчас Вам говорю что-то, Вы мне говорите, и мы видим друг друга, слушаем. Я считаю, что всё это есть энергия Бога. В этой вселенной есть две самые главные энергии. Одна – это энергия Бога, которая есть во всех людях и везде одинакова, это очень большая сила. Она присутствует в каждом, внутри простого человека и богатого, внутри самого несовершенного и самого совершенного человека. Внутри всех есть одинаковая сила Бога***. Вторая – энергия кармы. Это наши мысли, слова и действия – наша карма. Она у всех разная. У святого свои мысли, слова и действия; у обычного человека – свои, причём есть хорошие и негативные. Обе эти силы постоянно работают, проявляют себя.

Итак, сила, которая есть внутри нас, – это и есть Бог. Сила эта у всех одинаковая, потому что Он всех любит… У всех внутри одинаковая, Божественная энергия. Но наши мысли, слова и действия (то есть карма) сильно различаются. Мы думаем по-разному, говорим по-разному и делаем по-разному. И когда ото всех кармических реакций мы освободимся, то есть полностью очистимся, тогда сразу соединимся с Богом, который пребывает внутри. Поэтому в йогических знаниях что говорится? Через все духовные практики, медитации, знания мы себя очищаем, очищаем свою карму. Сначала нужно негатив превратить в позитив, и потом позитив нейтрализовать, аннулировать – то есть убрать привязанность, зависимость. Это называется состоянием Будды – «нулевое», нейтральное состояние. В нём вы не будете зависимы ни от негатива, ни от позитива, вы просто соединитесь с Богом. Это и есть состояние достигшего просветления йога.

Когда нас кто-то любит, то, в конце концов, любит Бога, потому что Он всегда внутри нас. Когда Бога не будет внутри вас, то и этого тела не будет, и наше тело никто не будет любить. Бог уходит – тело становится мёртвым, и даже самый близкий человек говорит: «Всё, совершаем последний ритуал». Никому оно не нужно. Пока же Бог есть в человеке, все его любят, уважают. Кто-то это понимает, кто-то не понимает, но все в конечном счёте любят Бога.

Сергей Рубцов: Но под словом «Бог» разные люди понимают разное, правильно?

Шри Пракаш Джи: Правильно. Смотрите, Бога можно понимать, представлять в двух разных смыслах. Один смысл – ниракар Бог, это значит «без образа». В этом случае Бог представляется как Свет, как энергия. Второй вариант – саркар Бог, это значит «в образе» (или «с образом»). Я верю в Бога в обоих смыслах. Я сам, лично, верю в Бога как в Свет, Энергию. Но тех, кто любит Бога в образе, я очень понимаю и уважаю. Потому что у Бога есть такая милость, что когда человек его любит в образе, то Он для своего бхакта, для этой души, принимает именно тот образ, который любит бхакт! Он может себя являть (показывать) в этом образе. Тот же самый Свет, та же Энергия, что и в понимании ниракар, будет принимать тот образ, в котором Его любит и в которого верит бхакт. Здесь нет места сомнению.

Сергей Рубцов: Правильно ли я Вас понял, что образ просто помогает человеку соединиться с энергией Света, которая и есть Бог?

Шри Пракаш Джи: Правильно, правильно. Ещё одно я хочу в конце сказать Вам. Бога можно понять только с любовью. Любому человеку для соединения с Богом нужна очень высокая божественная любовь, которая будет. unconditional love. Как это по-русски? – Безусловная, бескорыстная любовь, когда вы любите и ничего взамен не ждёте. Когда такая высокая любовь проснётся, вы уже никогда не будете далеки от Бога, всегда Он будет рядом, и даже внутри вас. Но в мире есть много людей, которые хотят Его искать через ум. Ничего, они будут думать, думать, думать – и потом любовь пробудится в их сердце. И когда такая бескорыстная высокая любовь проснётся, Бог будет для вас самым близким. Радхе-Радхе. Примите моё благословение.

Сергей Рубцов: Благодарю Вас.


*Гуру, очевидно, имеет в виду, что «душа», «душевная жизнь» в обыденном понимании может означать подверженный аффектам психоэмоциональный аспект человеческого существования. – Прим. ред.

** ВIIIкниге Махабхараты («Араньякапарва», то есть «Лесная книга») великий мудрец-риши Маркандея, отвечая на вопрошания Юдхиштхиры, разворачивает перед Пандавами драматическую эсхатологическую картину. Он подробно описывает бедствия и лишения, которыми будет сопровождаться конец нынешнего космического цикла – Махаюги. Но после достижения конечной стадии деградации Вселенная обновится: «В жестоких муках пройдёт конец юг, а потом своим чередом возродится (весь) мир, начиная с дваждырождённых. Через определённое время судьба будет вновь неожиданно благосклонна к миру. Луна, Солнце, Тишья и Брихаспати сойдутся под одним знаком зодиака, и тогда (снова) начнётся Крита(-юга). Парджанья будет вовремя посылать дождь, (положение) звёзд станет благоприятным, и планеты будут следовать точно по своим орбитам слева направо. Наступит покой, изобилие, благоденствие и процветание. Час пробьёт, и появится дваждырождённый по имени Калки Вишнуяшас, наделённый великою силой, умом и могуществом. Явится он на свет в достойной брахманской семье в деревне Самбхала и силою духа возродит оружие и всевозможные средства передвижения, воинское облачение, доспехи и панцири. Этот царь, побеждающий дхармой, примет верховную власть и внесёт покой в мятущийся мир. Сверкающий брахман, высокий помыслами, явившись (миру), положит конец разрушению. Так всеобщая гибель станет началом (новой) юги. Этот дваждырождённый вместе с брахманами уничтожит разбежавшиеся повсюду жалкие шайки млеччхов» (Махабхарата, кн. III, гл. 188. Перевод с санскрита Я. В. Василькова и С. Л. Невелевой). Поэтический перевод академика Б.Л. Смирнова даёт следующее чтение выделенного места: «Он будет из деревни Шамбхала, прекрасной обители браминов». – Прим. ред.

*** Ср.: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк 17:21). – Прим. ред.

Источник: наука-религия.рф