Ягья – молитва у священного огня
история, составляющие, виды, духовный смысл

 Yagya

Что такое ягья

Слово «ягья» («яджна») можно встретить уже в ранней ведической литературе второго тысячелетия до н.э. В Ригведе, Яджурведе ягья означает «поклонение, преданность чему-либо, молитву и восхваление; вид подношения».

В постведической литературе это понятие означало любую форму ритуала, поклонения или церемонии, выражающей преданность с действительными или символическими подношениями.

В наиболее часто используемом значении ягья – это различные традиционные  ритуалы индуизма, совершаемые перед священным костром одним человеком или группой людей. В ягье человек при помощи бога огня Агни предлагает и передает божествам различные подношения.

В более широком значении слово «ягья» означает не только ритуалы поклонения, а любое действие, сделанное с чувством подношения Богу, молитву, памятование имени Бога, медитацию.

История ягьи

Ягья была древней традицией, описанной в ведических писаниях, однако корни этого ритуала уходят в религиозные практики более древних народов, населявших территорию современной Индии. Ягья упоминается уже в Гандхарва Веде, где боги сами устраивали и проводили ягью. В Ригведе ягья – это центральное понятие.

Традиция ягьи выросла из ритуала подношений богам через возлияния в священный огонь. Воспевание мантр, гимнов и песнопений, а также подношения, которые  предлагались в огонь, были проявлением  гостеприимства для ведических богов. Подношения переносились другим богам с помощью Агни, бога огня. В ответ боги давали дары и благословения. Таким образом, это был духовный взаимообмен между богами и человеком.

Ягья была важным церемониальным поклонением с применением или без применения жертвенного огня. Иногда она была связана с общественными событиями.

До настоящего дня практика ягьи претерпела много изменений и модификаций.

Во времена Упанишад значение понятия «ягья» развилось из ритуального подношения богам, проводимого вокруг огней священниками, до любого личного поведения, действия или знания, совершавшегося как акт преданности и самоотдачи. Такое понимание исходит из наиболее древних ведических Упанишад, например, Чхандогья Упанишады (примерно 700 гг. до н.э.).

Ягья менялась также в результате появления других традиций, например, буддизма. В конечном итоге, понимание ягьи расширилось настолько, что стало включать в себя не только ритуалы, но и внутренние, мысленные подношения. Эти идеи эволюции от внешних действий к внутреннему знанию были  подчеркнуты во многих сутрах и специальных текстах – Брихадараньяка Упанишады, Чхандогья Упанишады, Каушитаки Упанишады и Пранагнихотра Упанишады.

Ведический текст Шатапатха Упанишады определяет ягью как отказ от чего-то, что для человека является ценностью, это могут быть как какие-то подношения, предложенные Богу, так  и пожертвования, подарки, предлагаемые в процессе проведения ягьи. В качестве пожертвований и подарков текст рекомендует коровье молоко, топленое масло, зерна, семена, цветы, воду и выпечку (например, рисовые лепешки).

Составляющие ягьи

1. побуждение или чувства того, кто организует ягью,

2.  свадхая – изучение священных писаний, созерцание самого себя,

3.  участие в обрядах,

4.  подношения,

5.  благословение богов,

6.  результаты ягьи.

1. Побуждение, вдохновляющее на проведение  ягьи, обусловлено желанием получить ее результаты. Если человек следует рекомендациям писаний и является добродетельным, с помощью ягьи он может осуществить свои желания. Но на более высоких уровнях сама молитва у огня становится целью.

2. Слово «свадхая» обозначает изучение соответствующей Веды, посвященной выполнению ягьи, и Веданг. Из них человек извлекает знание ритуалов, способы их проведения и действия для достижения желаемых результатов (материальных, духовных или освобождения от перерождений).

3. Проведение ягьи. В проведении молитвы у огня есть различные этапы. Она начинается с очищения места и алтаря. Потом собирают предметы, необходимые для проведения ягьи, приглашается священнослужитель для проведения церемонии. Затем подготавливается материал для молитвы. Следующее – украшение алтаря и призыв бога огня Агни. Молитва завершается очищением места и получением фруктов.

Основной участник ягьи – тот, кто ее организует – яджамани. Он проводит ритуалы сам или может привлечь брамина-священнослужителя. Любая основная ягья требует, чтобы яджамани сопутствовала его супруга.

Для проведения сложных ритуалов необходимы помощники брамина – основной фигуры, проводящей ритуалы ягьи. В обязанности первого помощника  входит замер земли, строительство алтаря, описанные в Яджурведе. Второй – священник, взывающий к богам с помощью повторения определенных мантр. Третий помощник воспевает молитвенные гимны, написанные в Самаведе.

4. Подношения. Ритуалы ведической ягьи, приводящиеся у квадратного алтаря, называются «веди». Обычно горит один или больше огней. Люди рассаживаются вокруг кундов (очагов) и бросают в горящий в них огонь кусочки дерева, смешанные с промасленными семенами и другими составляющими, способными  гореть. Такое подношение называют самагри (или яджака, истам).

В течение ягьи принято жертвовать, символически предлагая богам топленое масло, молочные продукты, зерна, выпечку, фрукты, цветы, одежду, деньги и другие предметы и вещества. Всего выделено 108 различных предметов для достижения различных целей.

5. Божества. Без участия богов ягья невозможна. Они принимают подношения и дают свое благословение, и таким образом, достигается результат ягьи – выполнение желаний.

Если ягья проводится без конкретных целей, благословение богов является ее конечным результатом. Специальные мантры – это основная сила, активизирующая божественную энергию во время ягьи. Божества – это мантра-баддха, то есть те, кто даёт результат, если их вызвали с помощью молитвы или повторения мантры. Поэтому результаты любой формы поклонения обязательно придут.

Вещества, используемые в ягье как подношение, можно сравнить с пищей для божеств. Благодаря им божества получают силу и приносят благополучие человеку. Так, с помощью молитвы у огня человек даёт питание божествам, а божества помогают  человеку. Взаимодействие людей и богов дарует благополучие всему сущему.

Ягья невозможна без Огня, Агни. Это центральное божество ягьи. Подношения предлагаются Агни, который доносит их до других божеств. Агни представляет собой объединяющее начало.

6. Результаты ягьи. Существует два вида ягьи, в зависимости от того, с какой целью она проводится.

Первый вид. Для получения материальных благ, долгой жизни; богатства, хорошего урожая, приобретения друзей, здоровья, праведности и небесного блаженства. Такая  ягья помогает человеку осуществить свои стремления, а также содействует успеху в социальной жизни.

В Белой Яджурведе (18.12) говорится:

«Пусть мои рисовые поля, и мой ячмень, и мои бобы, и мой кунжут,

И моя фасоль, и моя вика, и мое просо,

И мое сорго, и мой дикий рис, и моя пшеница, и моя чечевица

Благоденствуют с помощью ягьи».

Ягья проводится также, чтобы уничтожить злые силы, получить защиту от них.

Удовлетворяя свои желания, человек постепенно становится выше их. Таким образом, он приходит к следующим целям проведения ягьи.

Второй вид. Ягья без каких-либо желаний, как долг. Такое поклонение помогает в очищении прошлой кармы, но еще больше оно способствует благу всего вокруг. Это действие без ожидания результата, раскрытое в концепции карма-йоги Бхагавадгиты. Такая ягья приносит освобождение от перерождений.

Типы ягьи

Проведение ягьи зависит от ее типа. Некоторые ягьи длятся только несколько минут, другие проводятся в течение нескольких часов, дней или даже месяцев. Некоторые ягьи проводятся в узком кругу, в то время как другие являются общественными событиями.

Есть ягьи, которые должны совершаться регулярно. Например, панча-маха-ягья (Пять великих жертв). Пять молитв панча-маха-ягьи человек должен делать ежедневно: подношения божествам, мудрецам, душам умерших, природе и людям.

Молясь божествам и предлагая им подношения, человек освобождается от своих долгов перед ними. Изучая Веды, распространяя и передавая их последующим поколениям, человек освобождается от своих долгов по отношению к мудрецам. Предлагая подношения душам умерших предков, продолжая род, правильно взращивая своё потомство, давая доброе имя роду, человек очищается от долгов перед предками. Показывая сострадание к ближнему, хорошо встречая гостей, помогая нуждающимся, прощая тех, кто был неправ, совершая хорошие поступки, человек очищается от долгов перед людьми. Подношение природе – это проявление сострадания ко всем живым существам. Она включает воздержание от насилия и убийства, восприятие себя как части природы, бережное отношение к ней.

Другие виды ягьи совершаются по особым случаям, например ритуалы бракосочетания, или обряды инициации.

Термин «ягья», с одной стороны, обозначает «поклонение» и в более широкой трактовке – «священнодействие» (Моньер-Вильямс), в то же время он обозначает особую форму подношения богам.

С течением времени различные формы ягьи развивались, смешивались и в результате вылились в тщательно разработанную систему. В целом, можно выделить следующие формы ягьи – хому, хаван, крату и ягью.

Словарь Моньера-Вильямса определяет понятие «хома» так: «это поклонение божественным сущностям и богам через возлияние топленого масла в огонь». В современной практике огню предлагается не только масло, но и различные другие вещества натурального происхождения. Хома – это обязательный элемент домашних ритуалов. Она может быть проведена даже одним человеком, в основном, это глава семьи. Для хомы присутствие священника не обязательно.

Термин «хаван» означает просто «предложение подношений с помощью огня» (Моньер-Вильямс). Хаван, в основном, проводится маленькой группой людей, связанных крепкими семейными узами. Для проведения хавана можно посоветоваться с семейным священником, но его присутствие не требуется.

В прежние времена крату проводился с высокой целью выполнения желаний целого Универсума. Сегодня эта великая форма ягьи исчезла. Но намерение стать асатакрату – человеком, который провел сто ягий в течение своей жизни, – до сих пор рассматривается как желанное и очень уважаемое.

Существует и более сложная и большая форма ягьи, чем хома и хаван, которая проводится и сейчас. При проведении такой ягьи подношение предлагается в обильном количестве, обычно в несколько жертвенных огней. В основном, она проводится для очень большой аудитории, например, для людей со всей области или даже страны.

Сейчас ягьи проводятся не только как религиозные ритуалы, но и как важные публичные события. Их целью может быть, например, защита культурного наследия, польза окружающей среде, защита угнетенных слоев общества, укрепление мира и благополучия на планете или борьба с болезнями.

Ягья как принцип жизни

Жизнь в соответствии с ягьей – это древняя практика. До сих пор есть люди, которые проводят регулярную молитву у огня. Однако, со временем строгая дисциплина, которая требуется для ведения такой жизни, стала невыполнимой, а понятие ягьи трансформировалось и расширилось в нескольких направлениях, не потеряв своего духа.

Одно из толкований понятия «ягья» основано на его йогической интерпретации: это молитва, выполняемая в тонком теле. Здесь ягья становится внутренним ритуалом, а мантра – способом достижения божеств.

В практике мантра-медитации повторение мантры само по себе является молитвой, подношением богам.

Подход гьян-йоги трактует различные категории ягьи, такие, как ведический ритуал, мантра-йогу, кундалини-йогу, как средства очищения, подготовку к приобретению знания.

Наиболее широкое применение получила концепция карма-йоги. В Бхагавадгите написано: «Вся жизнь называется ягьей. Каждое действие, когда оно сделано как подношение Ишваре [Богу] – это ягья. Поклонение, употребление пищи, вклад в знания человечества, ведение семьи – все это ягья». Совершение простых действий как нечто более высокое делает их ягьей. Когда эти действия делаются не с материальной целью, но с бескорыстным мотивом – это самая высшая форма ягьи. Можно сказать, что люди, живущие по принципам карма-йоги, даже если они не принимают участие в молитве-поклонении, совершают ягью. 

Многие идеалы:  справедливость, честь, следование моральным принципам, непричинение вреда, щедрость, действия без привязанности к результату, выполнение каждого действия как молитвы – напрямую следуют из принципов ягьи. Считается, что следование в жизни принципам ягьи даёт освобождение от перерождений.